Закон о маркировке обуви

29

Основной Закон об обязательной маркировке обувной продукции в России был принят 5 июля 2019 года. Он записан в правительственном постановлении (ПП) РФ № 860. Кроме того, процедура обязательной маркировки обуви регламентируется соответствующим распоряжением правительства РФ № 792-р, утверждённым 28 апреля 2018 года, иПП РФ № 620, вступившим в силу 30 мая 2018 года. В вышеперечисленных нормативных актах есть перечень товаров, которые подлежат маркировке. Также в них можно найти порядок нанесения маркировочных кодов на товар, правила проведения данной процедуры и сроки перехода к новой модели продаж, перечень требований ко всем участникам оборота обувной продукции (ООП) и к оператору, обеспечивающему слаженную работу информационной системы (ИС).

Вышеперечисленные законы регулируют деятельность всех участников оборота обувной продукции (импортёров, производителей, оптовых и розничных продавцов). На фоне предстоящих инноваций в сфере торговли обувью российское Министерство торговли опубликовало Методические рекомендации, в которых приведён перечень обувной продукции (ОП), подлежащей обязательной маркировке. В этом списке встречается и спецобувь (галоши, охотничьи и лыжные ботинки). Формирование кодов маркировки (КМ) для обуви не требует учёта её размеров, предназначения, фасона и метода изготовления.

Обязательная маркировка обуви-2019

Процедура обязательной маркировки обуви в 2019 году несколько изменилась. В частности, был расширен перечень обувной продукции, которая подлежит обязательному маркированию, с нанесением средств идентификации (СИ) на изделие. Таблица № 1 наглядно демонстрирует, как расширился список обувной продукции, которую нужно маркировать.

Таблица 1

Существуют категории обувной продукции, которую можно не маркировать совсем. Полный список такой обуви представлен здесь. В него входят и следующие категории обувных товаров:

  • изделия, хранящиеся у производителя;
  • продукция, которая реализуется в магазинах duty free;
  • обувь, которую покупатели возвращают в розничную торговую точку;
  • продукция, созданная для вывоза в страны ЕАЭС.

Процедура перехода к новой модели торговли обувью включает в себя 4 этапа. Рассмотрим их детально.

4 этапа перехода на новую модель обязательной маркировки обуви

  • 1 июля 2019 год — открыт доступ пользователям для подачи заявок на получение возможности управлять заказами в информационной системе «Честный знак». Оборот немаркированной обуви сохраняется в прежнем режиме.
  • 1 октября 2019 г. — 1 марта 2020 г. В обозначенный период времени продавцы обуви должны заняться маркировкой остатков продукции, которая хранится на складах магазинов. Правительство страны планировало именно к 1-му октября 2019 года завершить разработку методик проведения данной процедуры. До этого числа маркировка обувных остатков была не нужна.
  • 1 марта 2020 года — начало обязательной маркировки обуви. Все участники оборота обувной продукции должны предоставить в информационную систему «Честный Знак» информацию о производстве и поставках обуви, передаче права собственности на товар, розничных продажах каждой обувной пары с помощью оператора фискальных данных (ОФД). Также требуется внесение сведений о бракованной и списанной обуви, экспортных продажах изделий. Торговля немаркированной обувью запрещена.
  • 1 апреля 2020 — крайняя дата маркировки обувных товаров для тех продавцов, которые не успели выполнить данную процедуру до 1 марта по причине задержки поставок от импортёра.

Важный момент. Коробки с обувью, которая ввозится из государств, не участвующих в ЕАЭС, маркируют до прохождения продукцией таможенного контроля. Продавцы обуви должны выполнить маркировку остатков товара на складах в период с 1 октября 2019 года до 1 марта 2020 года. После окончания этого периода немаркированную обувь продавать нельзя.

Оператор Центр развития перспективных технологий как помощник в маркировке обуви

Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — это государственная структура, выполняющая функции оператора ИС «Честный знак». Главная цель этого учреждения — реализация глобальных проектов правительства в сегменте цифровой экономики.

Основные задачи ЦРПТ:

  • формирование и контроль деятельности единой государственной системы «Честный Знак», в рамках которой выполняется электронная маркировка товаров и отслеживание продукции при продажах, обменах, возвратах;
  • создание государственного реестра товаров;
  • обеспечение завершённого цикла маркировки и отслеживания товаров;
  • формирование электронной платформы, в рамках которой можно будет проконтролировать поставки продукции в другие страны, являющиеся участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

На сегодняшний день маркировка обуви пока ещё осуществляется без использования электронного документооборота (ЭДО). В качестве альтернативы ему участники оборота обувной продукции применяют другую схему. Они сообщают операторам «Честного знака» о фактах отгрузки и приёмки обувной продукции и передаче права собственности на товар другим лицам.

Зачем нужна перемаркировка обувной продукции?

Иногда средства идентификации вместе с маркировочными кодами теряются в процессе производства и продажи товаров. Затёртый код на этикетке, её утрата, оторванная или отрезанная потребителем бирка с купленной пары обуви — все эти неприятности становятся поводом для перемаркировки обувной продукции. В таких ситуациях продавец обязан заказать новый код маркировки. Представители ЦРПТ обещают, что у каждого пользователя информационной системы «Честный Знак» в личном кабинете появится возможность заказать и получить маркировочный код для перемаркировки.

Вместо кода маркировки, который больше нельзя идентифицировать в цепочке оптовых продаж, продавец может запросить в системе новый шифр без указания предыдущего. Но здесь следует учесть, что в «Честном Знаке» установлено ограничение на количество выдаваемых маркировочных символов участникам оборота обувных товаров. Все ограничения регламентируются правилами использования информационной системы.

Полученный код маркировки можно продублировать в других средствах идентификации. Такая возможность есть и у импортёров, и у производителей обувных товаров. К примеру, в процессе чипирования обуви метками RFID с целью оптимизации контроля движения товарных единиц в логистической цепочке разрешается добавлять маркировочный код на цифровую метку. Обязательная разметка выполняется с использованием кодов в формате DataMatrix.

Пересортировка, обмен и возврат обуви — это операции, которые проводятся в определённой части оптовой цепочки. Любая смена собственника товара должна отображаться в информационной системы «Честный Знак». Возможность оформления торговой сделки без входа в информационную систему имеют участники, которые подключены к оператору цифрового документооборота и обмениваются друг с другом универсальными передаточными документами (УПД). Они могут не отправлять дополнительные сведения о передаче товара, потому что система распознает передачу прав собственности на обувные изделия из электронных передаточных документов. Такой порядок действий удобен для всех пользователей ИС, поскольку исключает необходимость повторной отправки идентичных сведений.

Компании, которые ЭДО не используют, могут отправлять в информационную систему данные о передаче прав собственности на товар следующими способами:

  • составить соответствующий документ в личном кабинете, при помощи службы формирования и составления УПД, которая была создана Центром развития перспективных технологий;
  • сообщить администраторам информационной системы «Честный Знак» о проведённой сделке (с этой целью нужно войти в персональный кабинет).

Во втором случае юридическое лицо, выполняющее функции продавца, обязано сообщить о продаже конкретной пары обуви другому юридическому лицу. Покупатель подтверждает совершённую сделку и после этого товар покидает склад.

Вывести обувную продукцию из оборота товаров можно следующими способами:

  • путём извещения администрации информационной системы о том, что обувь потерялась, была испорчена или её конфисковали (причины порчи продукции нужно подтвердить с помощью документа, в котором зафиксирован факт порчи, утери или конфискации);
  • через онлайн кассу (при продаже обуви пробивается чек, а затем оператор фискальных данных автоматически отправляет информацию в информационную систему «Честный Знак», после чего товар получает статус проданного и выбывает из оборота).

Примечание. Сейчас ещё нет точных рекомендаций для компаний, которые освобождены от передачи информации ОФД. Однако эксперты утверждают, что ситуация разрешится положительно и по аналогии с участниками объединения торговых предприятий. То есть пользователи смогут отправлять данные в «Честный Знак» самостоятельно.

На многих российских предприятиях индустриальной направленности закупают специальную обувь для нужд сотрудников. В рамках этих субъектов хозяйственной деятельности из товарооборота регулярно выбывают ботинки, сапоги, кроссовки, кеды и другие виды специальной обувной продукции. Воплощение процедуры возлагается на поставщика конкретной партии обувной продукции. Соответственно, данные о продаже и выбытии обувных товаров сообщает продавец.

Как маркируется импортная обувная продукция?

Информационная система маркировки интегрируется с информационной системой государственной таможенной службы РФ. Если импорт обуви осуществляется не из государств ЕАЭС, товар маркируется по такой схеме.

  • В системе «Честный знак» нужно заказать код маркировки до момента пересечения товаром юридической границы РФ.
  • Полученный код наносят на обувь до начала таможенных процедур. Номера маркировочных кодов на импортируемых товарах записываются в товарной декларации (пункт № 31).
  • Когда завершено таможенное оформление, в систему «Честный Знак» отправляют сведения с указанием кодов маркировки обуви, перевезённой по товарной декларации.

Информационная система проверяет легальность операции и обеспечивает автоматический ввод обувной продукции в товарооборот.

Контрольные идентификационные знаки в маркировке обуви

Код маркировки — это неповторимый набор символов (букв и/или цифр), идущих в определённой последовательности и имеющих формат DataMatrix. Он присутствует на средствах идентификации (например, наклейках). Пилотное средство идентификации продаваемой обуви контрольными идентификационными символами предполагает применение маркировочных кодов определённой структуры для продукции лёгкой индустрии. Данная структура объединяет в себе несколько информационных групп.

  • Интернациональный код маркировки GTIN, также используемый для учёта логистических единиц продукции. Данный код является альтернативой EAN и UPC. Его формирование и поддержка осуществляются в рамках ИС GS1. В составе кода — 14 знаков. Информационная система GS1 выдаётся после окончания процедуры описания обуви.
  • Для описания обувной продукции используется 12 атрибутов. В их числе — наименование товара на этикетке, страна-производитель, номер аналогичной фабричной модели продукции, название бренда, цвет, идентификационный номер отечественного производителя обуви или компании-импортёра, параметры изделия в штих-массовой системе (1 штих равен 6.67 см).
  • Нужно описать виды изделий, а также материалы, из которых изготовлен низ, верх, подошва и подкладка каждой пары обуви.

Описание обуви помогает идентифицировать артикул изделия, но не затрагивает идентификацию самой товарной единицы. Артикул представляет собой серийный номер и является неповторимым набором цифр и букв для каждой серии продукции.

Объединение шифра GTIN и серийного номера обеспечивает безошибочное распознавание конкретного вида обуви в общем товарном обороте. Каждая комбинация символов имеет свой проверочный код в виде электронной подписи. Она позволяет проконтролировать легальность оборота конкретной единицы обуви при проведении и выбытии товаров.

Заказ и нанесение кодов маркировки на готовую обувь, которую сдают в комиссионный магазин под реализацию физические лица, возлагается на продавцов этого торгового учреждения. Это позволяет инициировать формирование маркировочного кода непосредственно в точке создания/поступления изделия.

Порядок, который был описан выше, является идеальным примером. Но на практике ситуация бывает совершенно иной. В частности, потребительская упаковка табачных изделий содержит средства идентификации совместно с кодами маркировки, которые неотделимы друг от друга. При разметке обуви средство идентификации можно отделить от маркировочного кода. Такой вариант более удобен, ведь идентификатор может оторваться, потеряться, на нём появляются затёртости. В процессе оборота товаров иногда требуется их перемаркировка. Новый код маркировки наносится на изделие взамен старого, утерянного. Участники оборота обуви имеют право запросить новый код для перемаркировки на любом этапе своей работы с изделиями.

Интернет-форум о маркировке обуви для продавцов розничной продукции в 2019 году

С 1 июля 2019 года в России началась новая фаза эксперимента, связанного в переходом продавцов и производителей обуви на новую модель торговых взаимоотношений. Он касается не только импортёров и производителей обувных изделий, но также затрагивает продавцов с дистрибьюторами (как оптовых, так и розничных). В связи с грядущими изменениями все участники товарооборота обуви имеют много вопросов к законотворческим структурам. Многие из этих вопросов задаются на форумах в Интернете. Пользователи сети желают узнать следующие важные нюансы:

  • можно ли отменить маркировку обувных изделий;
  • какая продукция из перечня ОКПД2 и ТН ВЭД подлежит обязательной маркировке;
  • кто организатор процедуры маркировки;
  • какую структуру имеет код DataMatrix и почему именно его нужно использовать в процедуре маркировки;
  • как именно маркируются и отслеживаются обувные изделия;
  • какое количество раз можно использовать средства идентификации (наклейки, марки);
  • что делать, если розничный покупатель вернул обувь;
  • что делать с остатками обуви на складе;
  • как правильно списать спецобувь, купленную для себя;
  • как выгрузить информацию из системы «Честный Знак» и показать её производителю;
  • в чём отличие между процедурой маркировки обуви для розничных торговцев и производителей;
  • нужно ли тратить дополнительные деньги на маркировку обуви и если да, то каких именно статей расходов следует ожидать;
  • как розничные магазины обуви должны подготовиться к процедуре маркировки;
  • какой размер штрафа за нарушение законодательных норм, регулирующих процедуру маркировки обувных изделий.

Большая часть ответов на данные вопросы уже есть в этой статье. Более детальная информация представлена на форуме, посвящённом маркировке обуви и других изделий в 2019 году. Розничные продавцы маркированной обуви должны учесть, что для продуктивной работы им потребуется набор аппаратно-программных инструментов и в том числе:

  • электронная подпись КЭП;
  • учётная запись и персональный кабинет в системе «Честный Знак»;
  • сканер 2D для считывания и распознавания штриховых кодов;
  • онлайн касса

 Также продавец обуви должен оформить юридический договор с оператором сервиса ЭДО и заключить соглашение с оператором фискальных данных.