
Покрышки и шины принадлежат к изделиям, подлежащим обязательной маркировке. Запрет оборота товаров этой группы, не имеющих маркировки, будет введён ещё не скоро. Однако уже на данном этапе существует важная рекомендация для всех участников рынка. Они обязаны вести учёт операций с товарами в мониторинговой системе, имеющей надёжную защиту против контрафакта.
Как маркируют покрышки и шины?
Маркировка — особая процедура, позволяющая идентифицировать продукцию в учётной системе с помощью особого кода (в России используется код Data Matrix). С помощью него могут быть использованы ресурсы мониторинговой системы маркируемой продукции для проверки следующих аспектов:
- товар не принадлежит к категории контрафактных, изготовлен на заводе-производителе;
- продукция прошла путь от производителя к торговому прилавку, сохранив свой первоначальный вид.
Маркировка Data Matrix для шин фиксируется рядом с ободом изделия (см. фото № 1).

Также возможно крепление марки непосредственно на протектор (см. фото № 2).

В данном направлении пока нет установленных регламентов. Вместе с тем нужно отслеживать нормативную базу, поскольку регламент может быть сформирован в любой момент.
В мониторинговую систему вносят главные хозяйственные операции с продукцией (приём, возврат, продажа, передача на хранение). Следует обратить внимание на то, что размер кода Data Matrix очень объёмный, и в него можно добавить большое количество полезных сведений. Сюда не входят только идентификаторы, помогающие отслеживать оригинальность продукции. В коде маркировки также может присутствовать следующая информация:
- страна производства шин (покрышек) при условии импортных поставок продукции;
- об использовании шин в тех или иных ситуациях;
- о компании, занимающейся импортом продукции, либо заводе-производителе;
- о сроках эксплуатации продукции.
Использование упаковок с кодами GS1 128 встречается не слишком часто, потому что транспортировка изделий осуществляется без тары. Теоретически могут быть использованы при упаковке продукции упаковочные марки.
Маркировка является эффективным инструментом, обеспечивающим наличие на прилавках только оригинальной продукции. Поставщики контрафактных изделий просто не имеют шанса внедриться в цепочку следования товара между заводом-производителем и точкой сбыта, потому что данный путь защищён от внешнего влияния различными техническими механизмами. Основной инструмент, используемый каждым участником оборота маркированной продукции — это квалифицированная электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Правительство РФ хочет до 2024 года сделать обязательной маркировку основных категорий товаров. Существующая на сегодняшний день инфраструктура контроля движения продукции, защищённой от контрафакта, работает в отношении ограниченных товарных категорий. Полноценное внедрение системы состоялось лишь по табаку, шубам, лекарственным препаратам. и обуви.
Эксперимент с нанесением маркировочных кодов на покрышки и шины в России был активизирован в 2019 году. В ближайшее время планируется развернуть полноценную учётную инфраструктуру для контроля движения продукции этого типа.
Сроки маркировки покрышек и шин
Правительственное постановление РФ № 1958 от 31 декабря 2019 года является наиболее новым нормативным актом, регламентирующим вопросы нанесения маркировочного кода на шины. Участники рынка, реализующие покрышки или шины, обязаны выполнять ряд условий.
Занести в мониторинговую систему базовые сведения об операциях с шинами и покрышками с 1 ноября 2020 года. Розничные магазины, занимающиеся продажей шин, должны добавить следующую информацию в систему:
- Записывать в мониторинговой системе расширенный вариант действий с покрышками и шинами. Необходимо отображать в ней все операции, осуществляемые с товаром. Розничная продажа вне маркировочной системы получит статус незаконной. Немаркированные шины разрешается продавать без ограничений до 15 декабря 2020 года. До этого времени поставьте маркер на следующих категориях продукции:
- введение шин в розничную продажу;
- момент продажи продукции и её вывод из оборота.
- До 15 декабря 2020 — на импортной продукции, ввезённой в Россию после 1 ноября 2020 года;
- До 3 марта 2021 года — на товарах, ввезённых до 1 ноября 2020 года, но так и не были реализованы до 15 декабря 2020 года.
Выполнить процедуру маркировки шин и покрышек должны будут производители этих изделий, а также импортёры. Однако правомочность её проведения присутствует и у продавцов розничной продукции. Процедура выполняется в рамках маркировки остатков, а также:
- если принимается комиссионный товар от физлиц на комиссию;
- если маркировочный код был повреждён или утерян (в том числе, в случае возврата продукции);
- если был оформлен возврат товара с целым кодом (старую марку в этом случае заменяют новой).
Участники рынка покрышек и шин получают возможность зарегистрироваться в системе мониторинга продукции с 10 января 2020 года. Когда данная процедура будет пройдена, можно маркировать шины.
Порядок действий для общего случая будет таким.
- Зайти в личный кабинет хозяйствующего субъекта «Честный знак.РФ», чтобы оформить персональный аккаунт.
- Зарегистрировать товары.
- Заказать коды маркировки (если это нужно).
Если предприятие участвовало в эксперименте, регламентируемом постановлением № 753 правительства РФ, утверждённым 6 июня 2019 года, и является владельцем действующего аккаунта в системе «Честный знак», ему разрешается продолжить использование маркировочных кодов для действий в рамках юрисдикции постановления № 1958.
Какие шины нужно маркировать?
Хозяйствующий субъект может определить, какие шины и покрышки нужно маркировать, а какие — нет, только по единственному критерию. Он связан с наличием или отсутствием кода по ОКПД2 или по ТН ВЭД ЕАЭС в представленном перечне товаров, закреплённом постановлением № 1958. Ниже приведены коды из этого перечня:
- Тн Вэд Еаэс 4011 10 000 9, 4011 10 000 3, ОКПД 2 22. 11. 11 (пневмошины для легковых машин);
- Тн Вэд Еаэс 4011 20 100 0, 4011 200 900 0, 4011 80 000 0, ОКПД 2 22. 11. 13. 110 (пневматические шины для грузовых автомобилей и автобусов);
- Тн Вэд Еаэс 4011 40 000 0 ОКПД2 22. 11. 12. 110 (пневматические шины для мотоциклов);
- Тн Вэд Еаэс 4011 900 000 0 ОКПД2 22.11.15.120 (прочие модели шин, к числу которых принадлежат резиновые полупневматические и резиновые сплошные);
- Тн Вэд Еаэс 4011 70 000 0 ОКПД2 22.11.14 (пневматические шины для сельскохозяйственных машин).

Если брать во внимание описанные коды, охват продукции получается весьма широким. Можно говорить о том, что практически все востребованные разновидности шин нужно маркировать в обязательном порядке. В то же время маркировке не подлежат модели шин, утверждённые в п. № 3 Постановления № 1958, к которым принадлежат:
- используемые в правоотношениях, перечисленных в 3-м пункте правил маркировки по правительственному постановлению от 26 апреля 2019 года № 515;
- транспортируются по России до момента появления продукции в продаже.
Вероятно, исключений в данном направлении ожидать не приходится. Поэтому в маркировочной системе всё же придётся записывать операции по всем моделям шин и покрышек.
Начало работы с системой маркировки. Рекомендации розничным продавцам.
Чтобы использовать все возможности инфраструктуры маркировки покрышек и шин, условным пользователем маркировочной системы (розничным магазином) должны быть выполнены следующие действия.
- Купить или проверить наличие квалифицированной электронной подписи на руководителя торгового предприятия. Подпись подойдёт любая, которая будет соответствовать заявленному критерию (например, подпись для отправки электронного налогового отчёта).Электронная цифровая подпись руководителя помогает зарегистрировать субъект хозяйствования в системе «Честный знак».
- Купить систему ЭДО или доработать её для взаимодействия с универсальными передаточными документами, используемыми участниками рынка на этапе движения от завода к розничным точкам. В каждом УПД присутствует комплект идентификаторов по маркировкам, зафиксированным на поступившем товаре. В процессе приёмки продукции её получатель должен выполнить сверку заявленного перечня с фактическими кодами принимаемого товара. Поставщик получает сведения об обнаруженных расхождениях, а товарные единицы с неправильным кодом возвращаются обратно. Во многих современных системах ЭДО, с помощью которых обрабатывается УПД, есть встроенные интерфейсы, которые адаптированы к заказу маркеров в систему «Честный знак».
- Купить 2D сканеры кодов Data Matrix, а также GS1 (последние зачастую совместимы со всем современными моделями сканеров) минимум в 1-м экземпляре:
- Проверить, может ли онлайн-касса обмениваться информацией с маркировочной системой, а также совместима ли она с с 2D-сканерами, которые были приобретены для отображения операции покупки продукции. Онлайн-касса обеспечивает передачу данных в систему «Честный Знак» о реализации товара и его выводе из оборота. Настройки онлайн-кассы проверяются с помощью сотрудника компании-производителя или У НАС "ТД РОККАТ", который продал онлайн-устройство. Также необходимо убедиться в том, что прошивка онлайн-кассы по-прежнему актуальна. Ещё один аспект, который нужно проверить — обеспечивается ли информационный обмен с системой «Честный Знак» со стороны ОФД, с которым был заключён договор на обработку фискальной информации по кассе. Вероятнее всего, такой обмен всё-таки осуществляется, однако может потребоваться коррекция договора.
- Выполнить регистрацию субъекта хозяйствования в маркировочной системе. В работе используются рабочие механизмы системы «Честный знак».
- на кассу;
- на приёмку.
Как продают маркированные шины и покрышки в розницу?
Существует определённая схема продажи покрышек и шин с маркировкой.
- Кассир считывает коды Data Matrix сканером 2D с каждого товара. Сканирующее устройство подключено к онлайн-кассе.
- Сведения о маркировочном коде добавляются в кассовый чек, чтобы потом их можно было отправить в систему «Честный знак», используя онлайн-кассу. В данной процедуре задействованы ресурсы ОФД.
- На руки покупателю выдаётся чек, сформированный по прикреплённому к изделию маркировочному коду.
Торговое предприятие, которое занимается продажей шин, должно учитывать целый комплекс особенностей, связанных с применением платформы «Честный знак». Если продавец маркирует свою продукцию самостоятельно или ТАК ЖЕ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ У НАС, ему следует выполнить следующие действия:
- Сформировать заявку на выпуск кодов и отправить её через личный кабинет в «Честном знаке».
- Принять файл с кодами и распечатать его на принтере этикеток.
- Прикрепить коды к покрышкам не позднее, чем через 90 дней после их распечатки.
- Ввести шины с маркировкой в продажу.
Разработчики системы «Честный знак» дают клиентам массу полезной информации. На их сайте можно найти ответы на вопросы о практическом применении маркировочной системы без учёта упомянутой инструкции. Участники эксперимента получают особые рекомендации по маркировке шин. Узнать больше о заказе кодов в маркировочной системе можно здесь. Пользователь «Честного знака» имеет возможность задавать нужные вопросы специалистам технической поддержки, изучить информацию из базы данных вопросов и ответов, касающихся раздела маркировки шин. Направить вопрос можно и разработчикам «Честного знака».
Выводы
С 1 марта 2021 года маркировать покрышки и шины нужно будет в обязательном порядке. До этого момента все участники рынка, реализующие шины и покрышки, должны начать практическое использование системы «Честный знак». Например, её можно задействовать для того, чтобы выписывать маркировочные коды самостоятельно или МОЖЕТЕ ЗАКАЗАТЬ У НАС. Проводить данную процедуру розничным продавцам рекомендуется в целях маркировки остатков и перемаркировки продукции, коды которой были повреждены.
0 comments