Особенности торговли табаком и сигаретами в 2019 году. Маркировка табака.

В 2019 году маркировка табака и табачных изделий становится обязательной процедурой. Начиная с текущего года, производители сигарет и табака должны будут наносить на каждую свою продукцию маркировку в виде штрих-кода. Представителям розничной торговли придётся перед продажей сканировать табачную продукцию, а всем участникам рынка — оставлять отметки в государственном реестре. Как новые правила повлияют на розничную торговлю сигарет и табачных изделий? Как готовиться к обязательной маркировке? Эти вопросы будут разобраны в статье.

Понятие маркировки

Маркировка — специальный штриховой код, который наносится на упаковку продукции. В стране с 2016 года существует единая система маркировки, в которую каждый производитель или продавец загружает информацию о том или ином товаре. На данный момент существует маркировка лекарственных препаратов, алкогольных напитков и шуб.

В 2019 году нужно обязательно маркировать и другие товарные позиции:

  • шины;
  • обувь;
  • табак;
  • лекарственные средства;
  • фотоаппараты и объективы;
  • духи;
  • одежда;
  • продукция лёгкой промышленности;
  • кухонное, туалетное, столовое и постельное бельё.

То есть, любые табачные изделия (будь-то папиросы, сигареты или кубинские сигары) должны маркироваться в обязательном порядке.

Перечень табачных изделий

В перечне табачной продукции, которая подлежит обязательной маркировке, находятся следующие изделия:

  • кретек;
  • биди;
  • папиросы;
  • сигариллы;
  • сигары;
  • классические сигареты.

В ОКПД 2 (12.00.11) перечислены все разновидности табака, подлежащего обязательной маркировке.

Внешний вид маркированных пачек

На сигаретные упаковки наносится маркировка двухмерного типа DataMatrix. Производители табака, табачных изделий и сигарет должны будут печатать код на каждую пачку и блок сигарет. Преимущество маркировки заключается в том, что каждый код является уникальным и подделать его невозможно.

Маркировка на пачках сигарет

Маркировка на пачках сигарет

Когда маркировка табачных изделий станет обязательной процедурой?

Новый проект, связанный с обязательной маркировкой табачных изделий, разделяется на 2 части:

  • стартовая;
  • обязательная.

Стартовый проект для производителей табачной продукции был запущен 1 июня 2018 года, а для розничных продавцов — 15 января 2019 года (пока не завершён). Каждый участник проекта устанавливает на своём производственном или торговом предприятии новое оборудование, внедряет технологические программы, выполняет подключение к системе обязательной маркировки, обучает работников, проводит тестирование маркировочной программы в практических условиях. Принять участие в стартовой части проекта могут производители и дистрибьюторы сигарет, компании, занимающиеся логистикой, продавцы оптовой или розничной продукции. Для этого достаточно оставить свою заявку на специальном сайте «Честный знак». Посмотреть результаты такого эксперимента можно на веб-ресурсе системы маркировки.

Запуск программы обязательной маркировки запланирован на 1-е марта 2019 года. Все производители табачных изделий должны наносить на упаковки с сигаретами маркировочный код, начиная с названной даты. Однако сейчас в правительстве обсуждается вопрос об отсрочках. Если они будут приняты, то срок запуска программы обязательной маркировки будет смещён.

  • В период с 1 по 30 марта 2019 года производители и продавцы оптовой либо розничной табачной продукции должны пройти регистрацию в системе маркировки.
  • С 1 июля 2019 табачные заводы обязаны выпускать только табак с маркировкой. Розничным магазинам разрешается распродавать остатки табачных изделий, на которых отсутствует маркировка. В тоже время данные о продаже каждой пачки сигарет со штрих-кодом направляются в систему маркировки.
  • Начиная с 1 июля 2020 года, разрешается продавать исключительно маркированные папиросы и сигареты.
  • С 1 июля 2021 года все табачные изделия должны иметь маркировочный штрих-код.

Законопроект об обязательной маркировке табачной продукции пока ещё не утверждён окончательно, поэтому ситуация может кардинально поменяться.

Что происходит с пачкой сигарет в пути от завода к магазину?

Государственная программа маркировки табачной продукции включает в себя несколько этапов. В ней принимают участие все, кто занимается производством, транспортировкой, хранением и продажей табака и табачных изделий.

Процесс маркировки запускается производителем сигарет. Завод, на котором изготавливаются сигареты, осуществляет закупку штрих-кодов. Затем проводится их дополнительная зашифровка и нанесение на сигаретную пачку или блок. Информация о каждой маркированной продукции заносится в государственную систему маркировки.

После всех совершённых манипуляций в системе маркировки должны отображаться все операции, проводимые с закодированным товаром (приём, перемещение, упаковка). Государство должно знать о каждом действии, осуществляемом по отношению к маркированным сигаретам. К примеру, если производитель сигарет отправляет дистрибьютору партию готовой продукции, то каждая пачка и упаковка маркируется с пометкой о передаче товара логистической организации. В структуре логистики также проводится сканирование маркированного товара, но уже с другой пометкой — о принятии продукции к транспортировке. Дистрибьютор, получив партию сигарет, тоже сканирует их и отправляет в систему маркировки сведения об этом. Аналогичная схема применяется вплоть до поступления партии сигарет в розничные магазины. В государственной маркировочной системе должны отображаться самые мелкие детали, связанные со следованием табачной продукции от завода — к магазину.

Чтобы информация попала именно в систему маркировки, необходимо правильно составить сообщение. Это можно сделать вручную, записав все необходимые данные и переформатировав их в файл *.xml. Правда, на практике нередко возникают существенные сложности, связанные с постоянной сменой требований к сообщениям такого рода. Если на этапе формирования сообщения допустить малейшую неточность, система маркировки выдаст ошибку. В результате дальнейшее передвижение продукции к конечной точке станет невозможным. Производители сигарет, дистрибьюторы, логистические организации и продавцы стремятся максимально автоматизировать процесс считывания штрих-кодов, чтобы исключить ошибки и пресловутый человеческий фактор. С этой целью они закупают и устанавливают специальное программное обеспечение.

Принципы работы розничного магазина с табачными изделиями

В розничном магазине, который планирует продавать табачные изделия и сигареты, не нужно устанавливать отдельную программу. Достаточно оборудовать специальным программным обеспечением торговую кассу. Владелец магазина должен пройти процедуру регистрации в системе маркировки, а затем обновить прошивку кассы до последней версии, в которой есть новый вид продукции (маркированные сигареты и табак). Продажа и приёмка маркированных табачных изделий возможна только в том случае, если в розничном магазине установлен сканер 2D. Этот прибор должен работать в двух измерениях, чтобы можно было считывать квадратный штрих-код. Обычный сканер 1D для этой цели не подходит.

Как правильно принимать сигареты от поставщика

Приём табачных изделий от поставщика имеет свои нюансы. Владелец розничного магазина или главный продавец обязан взять у поставщика электронную документацию, в которой отражена полезная информация о продукции. Накладные в электронном виде принимаются через специальную систему электронного документооборота (ЭДО). Её принцип действия похож на классическую электронную почту, однако вместо частных писем партнёрские компании обмениваются друг с другом актами, торговыми счетами и накладными (все они переведены в формат *.xml). Помощь в подключении к системе ЭДО предоставляют следующие провайдеры:

  • Корус;
  • Контур;
  • Такском;
  • СБИС.

Предприниматель, принимая товар, должен отсканировать коды на каждой упаковке. Потом система ЭДО сравнивает их с информацией, записанной в электронной накладной, и направляет в государственную систему маркировки сведения о том, что товар находится в розничном магазине.

Продукция не принимается для реализации в том случае, когда штрих-код с упаковки не соответствует данным из товарной накладной. Продать её невозможно, поскольку электронная система в торговой точке относит такой товар к категории контрафактных и блокирует его.

Действующее законодательство допускает продажу маркированной продукции без участия ЭДО вплоть до 1 июля 2020 года. Однако в такой ситуации у предпринимателя возникают определённые сложности. Он не сможет выполнить сверку товарных кодов с данными из электронной накладной. Соответственно, сведения о поступлении товара в магазин не отправятся в государственную систему маркировки. Там продукция по-прежнему будет числиться за поставщиком. Грамотные поставщики уже сейчас отказываются возить маркированный табак в магазины, где не установлена система ЭДО. Поэтому розничные торговые организации должны заранее согласовывать все нюансы поставок и готовиться к приёму товара заранее.

Правила продажи сигарет с маркировкой

Продажа маркированной пачки сигарет осуществляется только при сканировании кода. Сканировать необходимо каждую продаваемую пачку, поскольку выставить на кассе нужное количество продукции нельзя. После того, как продавец выдаст покупателю чек, данные о купленной пачке сигарет направляются в систему маркировки. За счёт такой отчётности государство узнаёт, что конкретный товар уже был куплен и вышел из товарного оборота.

В розничных магазинах нередко возникают ситуации, когда покупатель по какой-то причине отказывается от приобретённой продукции. В этом случае маркированный товар нужно удалить из сформированного чека. С этой целью его сканируют повторно. Что касается продажи целого блока сигарет, то здесь пока нет чёткой позиции. Правительство обещает урегулировать этот вопрос на законодательном уровне, чтобы можно было продать сигаретный блок, отсканировав только общий код, а не маркировку на каждой пачке табачных изделий. Пока Минпромторг официально не предоставил методических рекомендаций, розничным продавцам приходится сканировать отдельно каждую пачку сигарет из общего блока.

Какие штрафы должен платить нарушитель?

Отдельно стоит рассмотреть вопрос штрафных санкций за производство продукции без штрих-кода. Производители за такую самодеятельность наказываются конфискацией готового товара или штрафами. Размер денежных санкций устанавливается индивидуально и зависит от правового статуса лица. Например, юридические лица выплачивают сумму в размере 50-100 тысяч рублей. Размер штрафа для должностных лиц меньше и варьируется в пределах 5-10 тыс. руб.

Также штрафные санкции полагаются за хранение, продажу, транспортировку и покупку для последующей реализации табачных изделий без маркировки. У продавцов или логистических организаций не маркированный товар конфискуют и назначают штраф в размере:

  • 2-4 тыс. руб. для гражданских лиц;
  • 50-300 тыс. руб. — для юридических лиц;
  • 5-10 тыс. руб. — для должностных лиц.

Что делать с немаркированными пачками сигарет, хранящимися на складе?

Пока отсутствует точная информация о том, как поступить с немаркированными пачками сигарет, которые не успели распродать розничные магазины до 1 марта 2019 года. В соответствии с новым законом, производители табачной продукции обязаны с 1 марта маркировать свой товар. То есть, уже весной в магазины будут поступать только сигареты со штрих-кодом на упаковке. Информации о дополнительном времени для распродажи оставшихся сигарет без маркировки в новом законе нет. Возможно, в данном законопроекте будут отсрочки, и розничные торговые точки получат возможность продавать немаркированный товар вплоть до 1 июля 2020 года. Есть вероятность, что правительство может не принять этот закон вообще. Такой вариант идёт вразрез с положениями административного кодекса, которые уже сейчас предусматривают наложение штрафов за хранение и продажу немаркированных табачных изделий. Неизвестно, как будут действовать органы правопорядка в ситуации, если законопроект всё-таки не будет принят.

Выводы

В соответствии с новым законом, производители табачной продукции с 1-го марта 2019 года должны наносить штрих-код на каждую пачку сигарет, используя современную технологию кодировки DataMatrix. Данные о каждом маркированном товаре заносятся в государственную систему маркировки.

Физические и юридические лица, которые занимаются производством, перевозкой, хранением и продажей табака, обязаны передавать в систему маркировки любое действие, связанное с продукцией. Главное преимущество новой системы заключается в том, что с её помощью можно отследить путь табачных изделий от завода до покупателя.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если у вас есть что добавить по теме, не стесняйтесь! А если есть вопросы, задавайте.