Система ЕГАИС — эффективный инструмент контроля, с помощью которого правительство хочет отслеживать производство и реализацию алкогольных напитков по всей стране. Согласно статистическим данным, примерно 30% всего российского алкоголя изготавливается и продаётся незаконно. Практически каждая 3-я бутылка алкоголя на прилавках отечественных магазинов является контрафактной. В такой ситуации необходимость контроля встаёт особенно остро и доставляет немало хлопот даже честным предпринимателям. Чего ожидать продавцам спиртного после внедрения ЕГАИС в рознице, как правильно подключиться к системе, какие действия нужно выполнить для правильного подключения? В данной статье отвечаем на самые популярные вопросы относительно ЕГАИС для розницы. Например, предприниматели зачастую интересуются, нужно ли использовать систему контроля для розничной реализации пива? Им наверняка будет интересен и способ торговли розничным алкоголем без проблем после регистрации в новой системе.
Факты о ЕГАИС
Информация о каждой единице проданного или закупленного алкоголя передаётся в государственную систему контроля, начиная с 1 января 2016 года. Такой контроль касается и розничной реализации пива. Кроме того, в июле 2016 года вступило в силу требование об отчётности по реализации алкогольных напитков в розницу. Это означает, что государственная контролирующая система пропускает через себя каждую единицу спиртной продукции. Именно об этом сообщает новый Закон № 182-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении распития алкогольной продукции».
Также нужно акцентировать внимание на том, что после редакции закона № 171-ФЗторговать алкоголем и продавать его в заведениях общепита можно только при наличии контрольно-кассовых аппаратов. Данное требование в равной мере затрагивает розничную реализацию пива и слабоалкогольных напитков. Продавцы розничного спиртного автоматически лишаются отсрочки до июля 2018 года на ввод онлайн-касс для всех торговых учреждений. Индивидуальные предприниматели, а также плательщики ЕНВД или владельцы патентов, реализующие алкоголь, обязаны устанавливать в своих организациях контрольно-кассовые аппараты.
Принципы работы ЕГАИС в рознице
Розничная работа с ЕГАИС имеет свои нюансы. Они непосредственно касаются поставок алкогольной продукции, их реализации и послепродажных действий продавца.
Оформление поставки алкоголя — первый этап взаимодействия с ЕГАИС. Продавец после закупки алкогольных напитков у поставщика, обязан сверить число бутылок, записанное в электронной и бумажной документации. Цифра должна совпадать. В этом случае можно принять накладную на спиртные напитки от поставщика и подтвердить в системе государственного контроля факт закупки. Соответствующий электронный документ для совершения данной процедуры поступает на компьютер закупщика с установленной программой учёта товаров, обеспечивающая взаимодействие с ЕГАИС. В том случае, если обнаружено повреждение марок на бутылках или же имеют место другие неточности — закупщик имеет право сформировать акт расхождений и принять товар. Есть и другой вариант, связанный с отклонением поступившей накладной.
Когда все данные сошлись, и факт закупки спиртного подтверждён в ЕГАИС, информация о продукции загружается в кассовую программу. Её устанавливают в розничной сети заранее и проверяют на соответствие требованиям ЕГАИС. Каждая бутылка со спиртными напитками, прошедшая через систему контроля, содержит специальную марку с двухмерным штрих-кодом типа Micro PDF417. В данном шифре спрятана информация о лицензии, производителе алкогольных напитков и других свойствах продукта.
Как осуществляется продажа?
Второй этап взаимодействия с ЕГАИС — реализация алкоголя. Она начинается после подтверждения закупки и размещения товара на полках. Покупатель выбирает продукцию и готов за неё заплатить. Сотрудник кассы, используя 2D-сканер, считывает штрих-код с ёмкости спиртного напитка. Затем продукция добавляется в чек. Параллельно с этим происходит формирование xml-файла в кассовом ПО, который отсылается в УТМ (универсальный транспортный модуль). Приложение используется для обмена информацией с сервером Росалкогольрегулирования. После поступления файла формируется чек со штриховым кодом и цифровой подписью торгового учреждения, который отправляется обратно в кассу. Далее происходит закрытие чека. Каждая бутылка или коробка спиртного напитка фиксируется в системе ЕГАИС непосредственно в момент продажи в розницу с начала 2016 года.
Действия после реализации алкоголя
После оплаты алкогольного продукта кассир предоставляет покупателю чек, на котором нанесён 2-мерный штриховой код. Он служит подтверждением регистрации факта продажи спиртного в системе контроля. Независимо от количества бутылок спиртного на чеке печатают только один штрих-код. Именно благодаря этому маркеру покупатель получает возможность самостоятельно проверить подлинность купленного алкоголя, считав код с помощью собственного смартфона, на который загружено мобильное приложение АнтиКонтрафакт Алко, разработанное на базе программы Росалкогольрегилрования. Впоследствии, когда в торговую сферу введут онлайн кассы, на покупательском чеке будет отображаться пара QR-кодов. Один из них генерируется контрольно-кассовым аппаратом для всего чека целиком, второй — для алкогольных напитков из ЕГАИС.
Проверка кода покупателем в целом не имеет смысла. Если новая система контроля работает без перебоев, то код с бутылки алкоголя считывается кассовым сканером быстро и без проблем. Если же в магазине происходит попытка продажи контрафактного спиртного, система фиксирует и блокирует её. Именно так и должен работать ЕГАИС для розничных продавцов алкоголя.
Что предпринять, если произошёл сбой?
Программа для ЕГАИС имеет много достоинств. В частности, система продолжает свою работу даже при отключении Интернета в торговом учреждении. Информация по каждой продаже сохраняется в памяти этой программы, а после появления доступа к сети передаёт эти данные в РАР. Покупательский чек закрывается сразу после покупки. Срок хранения данных достигает 3-х суток. Если поломка за это время не устраняется, владелец торговой точки должен приостановить продажу алкоголя.
Сроки подключения к ЕГАИС
Факт закупки алкогольной продукции в розницу нужно в обязательном порядке регистрировать в системе ЕГАИС с 1 января 2016 года. Это правило затрагивает и городские, и сельские торговые точки. Кроме того, с 1 июля 2016 года все торговцы алкоголем должны отправлять в ЕГАИС информацию о розничных продажах спиртных напитков.
Новые правила продажи пива
В соответствии с новыми законодательными правилами, с 1 января 2016 года индивидуальные предприниматели, занимающиеся продажей пивных напитков и пива, сидра, медовухи и пуаре, должны передавать данные о закупке слабоалкогольной продукции в ЕГАИС. Фиксировать продажи пива в соответствии с новыми нормами не нужно.
Нужно ли подключать ЕГАИС к заведениям общественного питания?
Официальные правительственные инстанции сообщают о том, что заведения общепита, реализующие алкогольные напитки, обязаны регистрировать в единой системе контроля их закупку. Передавать данные о продажах алкоголя в кафе и ресторанах в ЕГАИС не нужно.
Какие категории предпринимателей могут не подключаться к ЕГАИС?
Некоторые категории бизнесменов освобождены от подключения к ЕГАИС. Это освобождение может быть временным или постоянным.
Временное разрешение не подключаться к системе контроля закупок и продаж спиртных напитков имеют следующие торговые структуры.
- Организации, работающие на территории Севастополя и Крыма. К ним принадлежат ИП и компании, продающие спиртные и слабоалкогольные напитки в розницу.
- В городских торговых учреждениях нужно фиксировать факт закупки алкогольной продукции в ЕГАИС с 1 января 2017 года.
- Для магазинов из сельской местности сроки отчётности о закупках в ЕГАИС сдвинуты ещё больше, до 1 января 2018 года.
- Розничные торговые точки с ассортиментом алкогольной продукции в сёлах с населением до 3 тысяч человек, в которых отсутствует Интернет, могут не отправлять в ЕГАИС данные о продажах спиртного. Правда, эта отсрочка действовала всего до 1 июля 2017 года. В тоже время поблажек относительно фиксации закупок алкоголя у таких заведений нет. Кроме того, льготы на отсрочку фиксации продаж есть не у всех сельских торговых точек. Перечень торговых организаций, которые могут рассчитывать на такую отсрочку, утверждает субъект федерации.
В списке тех, кто может совсем не подключаться к единой системе контроля, присутствуют:
- производители шампанского и вина из винограда, выращенного на собственных участках;
- производители слабоалкогольных напитков, сидра, пива, медовухи и пуаре с годовым объёмом не более 300 тысяч декалитров в год;
- индивидуальные предприниматели, а также заведения общественного питания (кафе, рестораны) могут не фиксировать в ЕГАИС продажи пива, слабоалкогольных напитков, медовухи, пуаре или сидра.
Торговля алкогольными напитками в Интернете
Представители структуры Росалкогольрегулирования утверждают, что вопрос о регулировании продаж и закупок алкоголя через Интернет пока стоит на повестке дня. Легализация продаж посредством сети Интернет возможна лишь в том случае, если в действующее законодательство внести поправки, касающиеся ограничения времени продаж алкогольных напитков и возраста покупателей.
Журнал учёта алкогольной продукции, реализуемой в розницу
Учётный журнал по розничным продажам алкогольных напитков продавцы ведут с 1 января 2016 года. Форма данного документа может быть электронной или бумажной, а содержание следующим:
- штрих-код;
- дата розничной продажи алкоголя;
- номер проданного товара;
- наименование продукции;
- количество купленного товара;
- код вида продукции;
- ёмкость проданного спиртного (в литрах).
Записывать в журнал информацию о поставках алкогольных напитков не нужно. В приказе Росконтрольрегулирования № 164, утверждённом 19 июня 2015 года, утверждён формат ведения учётного журнала. Когда торговое учреждение подключается к ЕГАИС, требования к ведению журнала считаются выполненными. Правда, есть некий нюанс. Дело в том, что фиксация фактов реализации алкоголя в розницу стала обязательной с 1 июля 2016 года. В тоже время ведение журнала учёта стало обязательным условием чуть раньше, с 1 января. Соответственно, записывать данные о продажах в журнале нужно было отдельно.
Ответственность за отсутствие подключения к ЕГАИС
Ответственность предпринимателя за отсутствие подключения торговой точки к ЕГАИС с 1 января 2016 года, базируется на крупных штрафных санкциях. Владельцы таких торговых точек не имеют права продавать крепкие спиртные и слабоалкогольные напитки. Факт продажи в таком случае будет расцениваться, как реализация алкоголя без сопроводительной документации. Штраф за продажу алкоголя в обход ЕГАИС составляет 15-20 тысяч рублей для юридических лиц. Индивидуальные предприниматели и физические лица должны заплатить за не подключение к ЕГАИС 15 тысяч рублей. Все эти требования записаны в статье № 14 п. 19 КоАП.
Такие же меры наказания принимаются с 1 июля 2016 года по отношению к тем предпринимателям, которые зарегистрировались в системе контроля, однако не сканируют закупленный и проданный товар. Такое нарушение вполне может быть неосознанным, если бутылки с алкогольной продукцией содержат повреждённый штрих-код. Сканер не может считать с него информацию, поэтому продажа такого товара может быть расценена как незаконный оборот спиртных и слабоалкогольных напитков. В связи с этим предприниматели, реализующие алкоголь в розницу, должны распродать алкоголь с повреждёнными марками до 1 июля 2016 года.
Представители Росалкогольрегулирования заявили, что до 1 июля 2016 года все торговые учреждения, в которых имеются какие-либо проблемы с ЕГАИС, наказываться штрафами не будут.
Следует отметить, что до 20 апреля 2016 года все декларации торговых организаций за 1-й квартал уже были сданы. Регулирующий орган проанализировал и сравнил полученные цифры из деклараций с теми параметрами, которые проводились через ЕГАИС. Если продавцы и поставщики алкоголя к этому времени не смогли наладить нормальное функционирование системы, они подвергались штрафным санкциям (вплоть до лишения торговой лицензии).
0 комментариев