Всё, что нужно знать о повышении МРОТ в 2026 году: подробный гайд для работодателей
ТД Роккат Роккат 11 декабря 2025Актуальный размер МРОТ с 2026 года
Важное изменение для всех работодателей: с 1 января 2026 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России увеличится на 21% и составит 27 093 рубля (проект закона). Это существенно повлияет на расчёты зарплат, налогов и социальных выплат.
Как подготовиться к новому МРОТ
Планирование фонда оплаты труда
- К концу 2025 года необходимо пересчитать ФОТ с учётом нового МРОТ
- Учитывать региональный МРОТ, который не может быть ниже федерального
- Проверять, не установлено ли в вашем регионе повышенное значение МРОТ
Важные моменты по зарплатам
- Зарплата при полной занятости не может быть ниже МРОТ
- В расчёт входит не только оклад, но и все премии и доплаты
- Если оклад меньше МРОТ, необходима доплата до минимального размера
Когда допускается оплата ниже МРОТ
Законные случаи снижения зарплаты:
- Выплата «на руки» после вычета НДФЛ может быть меньше МРОТ
- Работа на условиях неполного рабочего времени (неполный день или неделя)
- Оплата рассчитывается пропорционально отработанному времени
Пример: при работе на 0,3 ставки зарплата должна составлять не менее 30% от МРОТ.
Влияние на страховые взносы
Важные изменения для бизнеса:
- С 2026 года только приоритетные отрасли смогут применять пониженный тариф страховых взносов
- Расчёт страховых взносов ведётся от федерального МРОТ
- Повышение МРОТ в течение года не влияет на размер уже установленных взносов
Расчёт отпускных и командировочных
Правила расчёта выплат:
- При расчёте отпускных и командировочных используется федеральный МРОТ
- Если отпуск или командировка переходят на новый год, необходимо пересчитать выплаты с учётом нового МРОТ
- Средний заработок не может быть меньше МРОТ в расчёте за месяц
Особенности расчёта больничных
Основные правила:
- Пособие по временной нетрудоспособности не может быть меньше федерального МРОТ
- Минимальный размер больничного рассчитывается как МРОТ, делённый на количество дней в месяце
- При стаже менее 6 месяцев пособие не превышает МРОТ
{$wa->block("blog.bukhgalteriya-blog")}
Практические рекомендации для работодателей
Проверьте все трудовые договоры на соответствие новым требованиям
Пересчитайте ФОТ с учётом нового МРОТ
Обновите штатное расписание
Подготовьте документы для пересмотра зарплат
Проинформируйте сотрудников о предстоящих изменениях
Штрафы и ответственность
Важно помнить: выплата зарплаты ниже МРОТ при полной занятости является нарушением трудового законодательства и влечёт за собой административную ответственность.
Штрафы при первом нарушении
- Для организаций: от 30 000 до 50 000 рублей
- Для ИП: от 1 000 до 5 000 рублей
- Для руководителей: от 10 000 до 20 000 рублей
Штрафы при повторном нарушении
- Для организаций: от 50 000 до 100 000 рублей
- Для ИП: от 10 000 до 30 000 рублей
- Для руководителей: от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет
Дополнительные риски
Помимо штрафов, работодатель может столкнуться с:
- Претензиями сотрудников
- Трудовыми спорами
- Проверками со стороны трудовой инспекции
- Обязанностью произвести доплату работникам
Этот материал поможет вам грамотно подготовиться к изменениям МРОТ в 2026 году и избежать возможных проблем с законом.
Мы регулярно отслеживаем изменения в законодательстве. Чтобы быть в курсе всех нововведений подписывайтесь на наш блог.